Вы всегда слышите, что Boeing 737 летает так много лет, а Airbus A310 уже много лет, но, конечно, это включает в себя новые планеры, которые производятся все время. Каков срок службы одного планера в среднем при общем использовании авиакомпаниями, прежде чем он будет утилизирован?
Усталость металла обычно является ограничивающим фактором срока службы самолета. Усталостные трещины создают каждый полет (старт и посадка), называемый циклом. Поэтому расчетный срок службы самолета, как правило, дается в циклах.
Усталостные трещины металла
источник: Boeing
Для дальнемагистральных самолетов, совершающих относительно мало циклов, расчетный срок службы составляет порядка 40 000 циклов. На короткий путь число выше, иногда до 111 000 циклов.
Например, Boeing 747 имеет расчетное количество циклов 35 000, MD-80-110 000.
Воздушное судно должно эксплуатироваться в течение примерно 30 лет до достижения предельного цикла. Продолжительность жизни может быть протягивана специальными программами осмотра и обслуживания.
Стоит отметить, что негерметичный самолет может иметь аналогичные ограничения по аналогичным причинам-например, Piper PA-38 Tomahawk имеет предел жизни крыла 11 000 часов до усталости в лонжероне крыла
Однако также стоит отметить, что некоторые (негерметичные) самолеты, произведенные в 1940-1945 годах, все еще находятся в плановом обслуживании.
@JanHudec действительно-в то время не было реальной мысли об ограничении срока службы деталей из-за усталости, а сертифицированные без ограничений по сроку службы самолеты могут в основном продолжать летать «навсегда» (при условии разумных проверок и обслуживания, конечно). Есть тренеры Cessna и Piper, у которых нет заявленной усталостной жизни, которая имеет более 10 000 часов на них, и с хорошим обслуживанием (и исключая любые крупные аварии) они могут летать еще за 10 000 часов до того, как они выйдут на пенсию.
В каких документах можно найти такую информацию (например, номер цикла проектирования?)
Во многих случаях решение о выходе на пенсию планера является экономичным, а не просто «старым». Надлежащее техническое обслуживание может продлить срок службы самолета почти на неопределенный срок, но с возрастом/временем полета/циклами он становится более дорогим.
Кроме того, новые самолеты дешевле в эксплуатации. Если покупка нового самолета экономит закупочную цену на топливо в 5 лет (вполне возможно), то вы ее получите. В этот период она не будет нуждаться в капитальном ремонте, что приведет к дальнейшему снижению общей стоимости владения. Например, 707 и 737 сопоставимы по мощности и диапазону, но совершенно новый 737 за 90 миллионов долларов будет стоить намного меньше за 5-10 лет, чем подержанный 707, взятый за 1 миллион долларов.
более важным, чем годы, является количество полетов, циклы декомпрессии вызывают усталость металла, Air aloha flight 245 истек раньше времени, потому что он сделал в основном короткие рейсы.